Некий Борис Тененбаум, Великий Черчилль
Jun. 6th, 2020 08:27 amСидит за столиком с парой чая у окна издатель с одним из таких сочинителей.
-- Мне бы надо новую "Битву с кабардинцами".
-- Можно, Денис Иванович.
-- Поскорей надо. В неделю напишешь?
-- Можно-с... На сколько листов?
-- Листов на шесть. В двух частях издам.
В.А. Гиляроский, Москва и Москвичи
-- Мне бы надо новую "Битву с кабардинцами".
-- Можно, Денис Иванович.
-- Поскорей надо. В неделю напишешь?
-- Можно-с... На сколько листов?
-- Листов на шесть. В двух частях издам.
В.А. Гиляроский, Москва и Москвичи
Черчилля я сильно очень уважаю, считая его одним из величайших людей 20 века, и поэтому сразу поставил на полочку в туалете.
Все-таки, личность в истории очень важна. Насколько я понимаю, именно личность сыграла в случае Черчилля и Маннергейма в одну сторону, и в случае с Бенешем или Даладье - в другом.
(Вопрос роль личности в истории, кстати, решается очень просто - весь вопрос в масштабе: на отрезках в десятки лет это конечно решающая роль, а на отрезках в сотни всё размывается).
Об авторе ничего не знаю, но предполагаю. Нулевые годы стали раем для диванных историков, закаленных в битвах на исторических форумах и ЖЖ, некоторые даже пробились в топы. А уж с появлением Варгейминга многие получили и вовсе немыслимую степень признания - богато иллюстрированное печатное издание, которое, наряду с игровой валютой и китайскими модельками танков, входит в стандартный набор игрового мерчендайзинга. В общем я думаю что договор издательства Эксмо с автором напоминал диалог, вынесенный в эпиграф.
Проще всего описать эту книгу так: небольшая брошюрка о Черчилле, страниц на сто, в качестве приложения к масштабному труду "Западные союзники в исторических анекдотах". Есть у меня такой термин "Караван историй", я его применяю (хотя никогда, мне кажется, сие почтенное издание не открывал) для описания ну очень научно-популярной литературы. Термин изобретен специально под Билла Брайсона и его "Краткую историю почти всего на свете".
Я даже не поленился и специально посчитал. Описанию Дарданелльской операции - события, напрямую связанного с Черчиллем и оказавшему большое влияние на его судьбу, отведено в два раза меньше места (8 страниц), чем на описание весьма занимательной, но глубоко второстепенной по отношению как к войне в целом, так и к Черчиллю лично истории одной дезинформации(16 страниц).
Причем анекдотов этих у автора так много, что пришлось даже сделать отдельный раздел в конце книги, куда вошли те, которые уж совсем некуда было пристроить в основном тексте, скажем, про то как Джавахарлал Неру прислал два военных корабля на похороны жены лорда Маунтбаттена.
Черчилль в этом повествовании упоминается постольку-поскольку, если он принимал участие в каком-то из описываемых событий, наряду с другими забавными персонажами. Вот, например, очень типичный пассаж из главы про конференцию в Касабланке:
Несмотря на тщательное планирование, возникали неожиданные проблемы. Самолет, прибывший из Пуэрто-Рико и имевший на борту адмирала Кинга, начальника военно-морских операций флота США, должен был сделать несколько кругов в воздухе, чтобы самолет с генералом Маршаллом сел первым – генерал был старше по должности, чем адмирал. Таковы были строгие правила протокола.
Прилетeвший из Англии и не слишком приспособленный для перевозки пассажиров бомбардировщик – например, несмотря на полет на большой высоте, он не отапливался – выгрузил на взлетную дорожку грузного пожилого человека, одетого в форму коммодора британских ВВС.
Человек этот ловко уклонился от услуг встречающих, закурил сигару и оставался на аэродромном поле до тех пор, пока весь его багаж из 20 чемоданов не был разгружен.
«Каждый дурак мог видеть коммодора авиации, переодетого в премьер-министра Великобритании», – ядовито писал в своих мемуарах один из английских офицеров, в чьи прямые обязанности входила нелегкая задача обеспечeния безопасности Уинстона Черчилля.
В общем, если интересует легкое чтение про действия Западных союзников, пересыпанное просто невероятным количеством забавных фактов и анекдотов, то рекомендую.